Через пандемію коронавірусу багато національних та міжнародних змагань були перенесені або навіть скасовані. Серед них — Літні Олімпійські ігри в Токіо, чемпіонати світу та Європи з різних видів спорту. В умовах карантину професійні спортсмени вимушено перейшли на підтримку форми вдома замість повноцінних тренувань у спортзалах.
З 11 травня учасники збірних України отримали можливість тренуватися з командами. А з 1 червня повернутися до залів та на стадіони зможуть усі атлети. «Накипіло» поспілкувалося зі спортсменами та дізналося, як вони провели ці два місяці.
Икан Анастасия, 13 лет, участница сборной Харьковской области по художественной гимнастике
Дома сложнее, чем в зале. Я бегаю по утрам на улице, и упражняюсь дома на скакалке. В день тренируюсь по четыре часа: 2,5 часа онлайн — с тренером и группой (нас 20 девочек), а потом 1,5 часа — самостоятельно. Нам дают домашнее задание, и мы присылаем видеоотчет тренеру. Один выходной — воскресенье.
Приспособиться к условиям было трудно, режим дня сбился. Раньше — сначала в школу, а после на тренировку. Сейчас приходится совмещать. Дома, конечно, мало места для тренировок, низкие потолки, нет специальных ковров. Я выхожу на улицу, чтобы сделать риски — элементы с вращением и броском. Дома отрабатываю мелкие мастерства (работа с предметами). Для ленты меньше всего места. Еще тренируюсь с теннисными мячиками, как и в зале.
Нахожу в интернете новые элементы с предметами и повороты. Когда есть время, подключаюсь к мастер-классам с другими тренерами и гимнастками сборной Украины. Иногда показываем новые движения на онлайн-тренировках и вместе учим.
В обычное время мы отрабатываем программу на соревнования. А дома есть возможность поработать над каждым элементом, старым и новым. Например, у меня стало получаться делать шесть оборотов в повороте (до этого — пять).
В марте планировали поехать на чемпионат мира и на «Кубок Дерюгиной». В апреле должен был быть чемпионат Украины. А сейчас перенесли все на осень. Расстроилась очень. Это одни из самых важных для меня соревнований. Хочется поскорее выйти в зал. Думаю, до осени усложним программу и будем выступать с новыми элементами.
Сергей Телицын, старший тренер сборной Харьковской области по велоспорту на треке
Тренирую группу из 10 человек. Есть 15-, 20-летние ребята, двое младше 14-ти лет. Когда ужесточили ограничения (можно было ходить максимум по двое, а детям до 14-ти — только с родителями) выезжали парами, просто растягивались по трассе. Дал задание по телефону — и поехали. Или мог с ними выезжать и наблюдать на расстоянии, как работают пары.
Две недели с начала карантина еще тренировал ребят к весеннему чемпионату Украины, он был запланирован на 13 апреля. Когда стало ясно, что его не будет, а карантин продлят, изменил подход. Скоростные, выматывающие тренировки, плюс моральное напряжение при подготовке к гонке — это расход. Тренировки обычно идут ациклические, чтобы пик формы пришелся на гонку. Сейчас наоборот, нагрузки практически как у группы здоровья. Нужно было сбавить интенсивность, чтобы люди тренировались с удовольствием и накапливали силы. Появилась цикличность тренировок, ребята знают график, стали устойчивее к нагрузкам.
В основном тренировки проходят на трассе в обычном режиме. За время карантина проверили шоссе на Чугуев и Купянск, катались за Мерефу и Люботин. Чаще всего — на Белгород до границы, этот участок самый свободный. Накатывали кольца на проспекте Курчатова.
Сложностей не было. Наоборот, мне легче стало. Не нужно забирать ребенка из школы, везти на тренировку через весь город, а потом мчать к своим ребята. Единственное — не понятно, к каким соревнованиям теперь готовиться.
Мы рассчитывали поехать в апреле-мае на этапы в Чехии, Польше, Минске. Сейчас ребята нацелены на юниорский чемпионат Европы в июле и чемпионат мира в августе.
Демид Караченко, чемпион Европы по сумо до 21 года, чемпион Украины по вольной борьбе до 23 лет
Живу с товарищем. Мы занимаемся двумя видами спорта: вольной борьбой и сумо. С начала карантина тренировались дома. В основном — отжимания, пресс, планка, выпрыгивания, скакалка. Вместо гантелей и гирь поднимали бутылки с водой. И еще выполняли специальные упражнения, например, сике — приседания в сумо. Стараюсь постоянно поддерживать форму, тренируюсь ежедневно.
Время тренировок осталось прежним — 3,5 часа. Но до карантина мы занимались в основном на ковре, было больше спаррингов, борцовских отработок. А сейчас — упор на общефизическую подготовку: работаем над скоростью, силой и выносливостью. Смотрю в интернете спарринги в своей весовой категории, изучаю тактику соперников.
С тренером часто созваниваемся, он дает план тренировок. В принципе, мы уже сами понимаем, что нужно делать. Тем более, нам легче, что живем вдвоем: можем друг друга контролировать по времени и правильности выполнения. Если возникают какие-то сложности, тренер корректирует.
Когда открылись парки и летние террасы, стали по утрам выбегать на пробежку на стадион, добавили турники и брусья к основным упражнениям. Также тренируемся с борцовской резиной.
Карантин для меня — большая пауза в соревнованиях. Так как я занимаюсь двумя видами спорта, поездки были частыми. Перерыв мне пошел на пользу: нормализовался сон, я отдохнул и восстановился. Но уже скучаю по нашему залу на Алексеевке и по ребятам. Обычно мы тренируемся по 10—20 человек. Хочется побыстрее вернуться к прежнему ритму жизни: возобновить соревнования, сборы, поездки, общение с другими спортсменами.
До ограничений я целенаправленно готовился к чемпионату Украины U23 по вольной борьбе. Он был запланирован в Харькове в начале апреля. И еще должен был быть чемпионат Европы по сумо в Баку. Соревнования перенесли, но пока неизвестно, на какое время.
Светлана Саидова, главная тренерка сборной Украины по синхронному плаванию
С середины мая в бассейне тренируемся. Начинаем входить в форму, просто плаваем. До ослаблений карантина проводили онлайн-конференции в Zoom. Тогда тренировки значительно увеличились по времени: первая длилась три часа, вторая — час-два, в зависимости от того, как усвоили. В обычное время в зале у нас был один час, и час в воде.
Во время карантина уделили внимание тому, на что никогда не хватало времени. Например, выучили танцы: рок-н-ролл, ча-ча-ча, чарльстон, ирландские танцы. Возможно, объединим какие-то стили, сделаем попурри и выступим на мировой серии на гала-концерте.
Тренироваться онлайн сложно. Я как тренер делала замечания, но они были не рядом и могли «химичить». То телефон не так поставят — ракурс не видно, то еще что-нибудь. А в остальном — я довольна тренировками. Мы растянулись, разогнулись, изучили йогу: основные красивые асаны (позы — ред.). Стойки на локтях и на руках, вывороты нужны для развития силы, координации, баланса, устойчивости. Дети говорят: мышцы болят, крепатура сильная. То, что надо. Задача была — подтянуть те мышцы, которые в плавании не задействуются. Многое взяли для работы в зале.
Разобрали психологических моменты: кто такие чемпионы, лидеры, какие бывают уровни успеха, что такое команда, кто провокатор, агрессор, юрист в команде. Они уставшие, им очень тяжело, а так — с удовольствием слушают. Считаю, что девочки очень сильно подросли за этот период. Мы каждый день что-то новое изучали. Я давала им по очереди задания найти в интернете что-то и выучить. Потом сами вели занятие и показывали выученное, а мы, тренеры, только ошибки исправляли.
Из-за карантина отменили все соревнования: чемпионат Европы, мировую серию, Олимпийские игры, квалификацию. Это тяжело, у меня состояние депрессии. Распланируешь одно — получаешь другое. Команда как никогда готовилась, теперь их морально надо поднять, заставить работать. Некоторые после Олимпиады собирались уходить из спорта. А сейчас это отодвинулось на год.
Мы меняем все программы. Если в прошлом году могли еще оставить старые, то в этом такой возможности нет, если хотим призовые места. Сейчас самый сложный момент. Но у нас есть разбег — эти полгода. Надеюсь, отработаем новые прыжки и акробатику. Главное — чтобы пандемия закончилась.
Валерий Даниленко, 28 лет, тренер национальной сборной Украины по боксу
Когда в Украине ввели карантин, мы со сборной были в Лондоне на отборочном турнире на Олимпийские игры. Мы повезли восемь боксеров. Лишь один мой спортсмен успел завоевать лицензию на Игры, остальные даже не успели бои провести: соревнования перенесли на неопределенное время. Конечно, было неприятно. Некоторые — год, а кто-то — три года готовился к Олимпиаде.
По сравнению с другими, мне намного легче психологически. Потому что у меня один боксер точно отобрался, и я знаю: есть год, чтобы спокойно его готовить.
После возвращения вся команда сидела две недели на самоизоляции. Потом месяц тренировались дистанционно. Я им давал задания: бег и кардионагрузки. Общались в основном по телефону. Когда сборникам разрешили заниматься на спортплощадках, вышли на улицу.
Тренировки проводим индивидуально, в лесах или возле моего дома (приезжают ребята на машинах или велосипедах). Есть площадка на Журавлевке с кольцами, скатами автомобильными, турниками, — иногда там работаем. Делаем упражнение «бой с тенью», кидаем ядра, поднимаем гантели, добавили работу на боксерских лапах. Соблюдаем меры предосторожности: держим дистанцию, обрабатываем все антисептиком. Нам даже понравилось на свежем воздухе тренироваться. Акцент сделали на сборной, но с другими ребятами тоже занимаемся. Никто не выпал.
До турнира в Лондоне был очень плотный график. Мы ежемесячно находились на сборах, каждые продолжительностью дней по 20. Ребята настолько нагрузились психологически, что карантин им помог восстановиться и отдохнуть. Это же взрослая команда — у них дети, семьи, родители пожилые. Надо помочь.
Сейчас мы начинаем выходить на нагрузки. Получил уведомление, что 14 июня можем заехать на сборы в Конча-Заспу. Вся работа проходит в поддерживающем режиме. Мы не понимаем, куда нам готовиться, потому что нет конкретных чисел.
Самое сложное — перестроиться, когда привыкаешь работать в сумасшедшем режиме, постоянных разъездах, тренировках. И вдруг тебя садят. С другой стороны, появилась возможность остановился, подумать и переосмыслить, чего не хватало. Не только со спортом.
Николай Буценко, капитан сборной Украины по боксу
17 или 18 марта вернулись с отборочных соревнований в Лондоне. Две недели сидел на самоизоляции дома в Одессе, отдыхал. Потом начал втягиваться в процесс: бегал, делал зарядку. Тренировался на улице на турниках и брусьях, со спецрезиной. На море кидал камни с силой в песок в высоту и длину (мы обычно работаем с камнями на общефизических сборах в горах). И делаю боксерские упражнения. Например, «бой с тенью»: отрабатываю удары перед зеркалом.
Никаких сложностей с подготовкой на карантине не возникло. Тренер сборной Валерий Даниленко дает задания из Харькова. А здесь меня контролирует тренер по физподготовке. Еще мне помогает отец — он заслуженный тренер Украины по боксу. После тренировки видео отправляется Валерию Алексеевичу, и все трое созваниваются и решают: что добавить или убрать, как правильно делать.
Работаю в обычном режиме, но вместо двух тренировок делаю одну большую утром — она занимает 2,5—3 часа. С 11 мая тренируюсь в спортзале (разрешили участникам сборных). На ринг не выхожу: нет спарринг-партнеров. Пока начну работу на мешках.
В сборной нас восемь боксеров из разных городов. Мы созваниваемся, скучаем, хотелось бы собраться вместе. Готовлюсь к сборам на олимпийской базе в Конча-Заспе, они с 14 июня запланированы. Всем сказали привезти справки о прохождении теста на коронавирус. Его нужно сдать и получить результат за три дня до начала сборов. Тренировки будут в обычном режиме, по поводу средств защиты пока деталей нет.
Из позитивного — побыл с семьей, с дочкой, обычно из-за сборов мало времени им получалось уделить.